Логин:
Пароль:
Последние новости
08.04.13 - Майский поход 2013

Майский поход 2013 по строительству Мега-Лабиринта в Крыму, урочище Чигинитра.


Статьи > Рукотворные Места Сил > Северные вавилоны – Лабиринты
Северные вавилоны – Лабиринты

Кандалакша: «Азбука истории»  Ефим Федорович Разин (фрагмент книги)


 

Лабиринты, или как называют их северяне – вавилоны, служили своеобразным ориентиром нового потока людей, населяющих и по сей день наши северные места. Примеры? Сколько угодно! Недалеко от былого селения Поной – лабиринт, рядом с Умбой – несколько, рядом с Кандалакшей – лабиринт, на восток от горы, которая получила название Крестовой…(Красивой).

 

Кстати, очень длительное время местные жители, поморы, зная о его существовании, хранили втайне сведения об этом таинстве, хранили от всяких пришлых людей.

 

Первым из ученых «открыл» для науки замечательный памятник древности Сергей Николаевич Дурылин, человек, познавший многое и переживший многое. Он скончался в 1951 году, пережив и тюрьмы, и ссылки. Но стал доктором филологических наук, получил высокие государственные награды. А всего он прожил чуть менее семидесяти лет.

 

Летом 1911 года С.Н. Дурылин со своим другом геологом и фотографом Всеволодом Владимировичем Разевигом по командировке Археологического института отправился на Север «отыскивать всякие древности». Своеобразным отчетом об этой экспедиции сделал он свою книгу «За полуночным солнцем. По Лапландии пешком и на лодке», вышедшую в свет в Москве в 1913 году. Вот строки из этой книги о нашей Кандалакше:

 

«В древности здесь был город, названный норвежцами… Канделахте, был монастырь с богатой солеварней, был оживленный торг, куда сходились норвежцы, шведы, русские, лопари, финны, были и битвы – теперь здесь тихое селение, а в нем – вечные труженики – рыбаки. Стоят две прекрасные деревянные церкви, суровые каменные утесы, обрывающиеся в море, хранят на себе следы таинственных письмен, – в земле, если покопаешь ее, находишь кусочки слюды – остатки давным-давно исчезнувшего монастыря, – и нет более ничего, говорящего о древней жизни. А ведь отсюда, через реки и озера, леса и болота, шел знаменитый новгородский путь к океану, который был известен еще в XII веке, и только в глуби Лапландии мы поняли, как близко еще то время – двенадцатый век, как убежала отсюда далеко шумливая жизнь.

Высокие горы теснятся к морю, синея хвойным лесом. Поместительные двухэтажные избы жмутся к берегу реки Нивы и взбегают по горе к церкви…».

 

И.Ф.Ушаков, многое сделавший для «прочтения» истории нашего края, так говорит о тех временах:

«По прибытии в селение Дурылин спросил проводника: «А где у вас тут находится «вавилон»?» Вопрос был задан «наугад». Крестьяне предпочитали никому из приезжих не рассказывать о существовании вавилона. Но раз, прибывший уже знает о том, пришлось показать достопримечательность».

 

И даже сейчас мы мало что знаем о лабиринтах, или «вавилонах», как их называют иногда, а в былые времена тем более. Ведь среди ученых так и нет до сих пор единого мнения, устоявшегося. С.Н.Дурылин в своей книге приводит несколько существовавших тогда вариантов.

 

За десятилетия, прошедшие после путешествия «За полуночным солнцем. По Лапландии пешком и на лодке» Дурылина, много, как говорят, воды утекло. Познания о лабиринтах значительно расширились. Появилось много исследований. Разрабатывались и «умирали» теории. И чем дальше, тем явственнее определяется, прежде всего, культовое, астральное представление об этих сооружениях. Ой, в какие научные дебри заводят в связи с этим направлением ученые! И весьма увлекательные. И интересные связи прослеживаются. 

 

Интересные наблюдения проводит архангельский археолог А.А.Курасов. Спиральные изображения, сходны с планом северных лабиринтов, он находит на каносских серебряных монетах (III-I вв. до нашей эры), на этрусской вазе из Триглиателлы (VI-V вв. до нашей эры), на стеле в Пилосе. Как мы видим, каменные лабиринты схожи с ними. Не проникновение ли вроде бы самых различных и по времени, и по расположению культур прослеживается и в этом?

 

И точка зрения Н.Н. Гуриной в интересно написанной ею книге «Время, врезанное в камень» - интерес привлекает гипотеза: приуроченность лабиринтов к морским берегам, сходство с рыболовными ловушками. Это позволило ей высказать предположение о возможности использования лабиринтов «в магических целях, то есть при совершении каких-то обрядов, способствовавших, по мнению древних рыбаков, удаче на рыбных промыслах»…

 

Можно приводить самые разные аргументы исследователей самых необычных направлений и толков, сравнения лабиринтов с культовыми сооружениями других областей Европы. А среди таких сооружений и знаменитый Стоунхендж в Южной Англии, и многочисленные кромлехи и дольмены. Но я не собираюсь вести разбор всех этих позиций и течений – всего-навсего пытаюсь побудить интерес к такому нашему уникальному памятнику старины, как каменный лабиринт, расположенному в едином комплексе жизни наших предшественников в далеком прошлом – у горы, которая называется Крестовой… Мы, живущие в Заполярье, всегда более чем уважительно относимся к Солнцу. И вспомним, что изображение светила, почитание его свято для всех народов, особенно северных. Все они – и лабиринты, и кромлехи, и стоунхенджи, и другие этого рода сложения, подчеркивал известный ученый Н.М.Виноградов, основываясь на своих познаниях, в частности Соловецких многочисленных лабиринтов, имеют округлую форму, что говорит о связи с солнцем и вообще с астральным культом. Круги спиральных и круглых, и дуги подковообразных лабиринтов указывают на годичные движения солнца, то поднимающегося, то опускающегося за горизонт.

 

Прочитаем строки С.Н. Дурылина

 

Ученые много спорят, высказывают свои точки зрения. А мы дадим слово Сергею Николаевичу Дурылину, первым рассказавшему о Кандалакшском «вавилоне» - лабиринте. Вот как он в 1913 году описал в своей книге, которую мало  кто знает и читал. Итак, ему слово…

 

«Приехали к «вавилону.  Он в трех верстах к востоку от Кандалакши, на длинном узком и низком мысу, по здешнему на «наволоке» хохолок, выходящем в море. От берега мысок отделяется сухой каменистой отмелью, которая во время прилива покрывается водой. Мысок почти без всякой растительности.

 

На каменистой почве с еле-еле пробирающейся травкой расположен сам лабиринт – «вавилон». Это неправильной формы эллипс, овал, имеющий по диаметру, в длину –14 и в ширину –10 шагов. Вход в лабиринт с востока; противоположная западная сторона обращена к морю. Из небольших валунов, из осколков разрушающегося гранита, выложены невысокие (не выше ¼ аршина) круги эллиптической формы.

 

Между этими кругами вьется дорожка, такая узенькая, что на нее можно поставить только одну ступню. Вход, в этот извивающийся между камнями проход только один. В центре лабиринта невысокая кучка камней.

 

Со всех краев лабиринта до этой кучки по 10 проходов. Войдя в узкий вход, сделав по три поворота вправо и влево, вы быстро достигаете каменной кучки в центре, но затем узкая дорожка внезапно уводит вас влево, затем вправо – и вы описываете огромный круг по самой крайней дорожке, самой длинной. Описав этот круг, вы описываете затем – сперва удаляясь влево, потом вправо – внутреннюю петлю лабиринта. Но вот дорожка, доселе единственная, перед вами раздваивается: куда идти? Если вы выберете дорогу вправо, она заставит вас описать петлю вокруг центра лабиринта, и вы вернетесь на то же место, откуда пошли, но только слева. Если вы выберете левую дорогу, она, также заставит вас описать узенькую петлю вокруг центра, приведет опять – таки на старое место, но уже справа. Вы заблудитесь. Но вам не надо было обращать внимания на раздваивающуюся дорожку. Пройдя по левому или правому, вернувшись на распутье, вы должны продолжать путь, идти по той самой дорожке, которая привела вас к распутью, но уже в обратном направлении, чем вы шли в первый раз; вам придется вновь описать внутреннюю петлю, круг по самой крайней дорожке, потом приблизиться к центру и, описав самую внутреннюю маленькую петлю у центра, выйти к выходу. Все это становиться ясным после изучения лабиринта, но в пути, бродя по таинственным дорожкам лабиринта, ничего не ясно – и мы путаемся, я и геолог, путается Митюшка (это кандалакшец, проводник – Е.Р.), шагая за нами, а П.В. в сторонке посмеивается. 

Мы спрашиваем: что значит и зачем Вавилон? Слова лабиринт он не знает…

 

(Прим. Автора Дурылева: на Большом Заяцком острове,  принадлежащем к группе Соловецких островов, я также наблюдал вавилоны, выложенные, по объяснению монаха, Петром Великим.)  Кто же и для чего выложил эти причудливые хитрые ходы, этот лабиринт?  На вопрос этот нет пока ответа. 

Схема большого лабиринта на Б. Заяцком острове (Соловецкие острова) …Несмотря на северные ветры, бури и дожди, которым так легко, казалось бы, раскидать или снести небольшие камни лабиринтов, расположенных всегда на открытых местах, лабиринты хорошо сохранились и еще ясны их причудливые дорожки. Что же можно сказать об их происхождении и целях, с какими они установлены?

Из всех существующих объяснений, данных археологической наукой, нет ни одного совершенно достоверного; все противоречивы и исключают друг друга.

 

Русский ученый, академик Берг, первый открывший северные лабиринты в первой половине прошлого века, думал, что они являются памятниками исторических событий. Финский археолог Аспелин, более всех других исследовавший лабиринты, напротив, относит их к, несомненно, более древнему времени – к бронзовому веку.

 

Наши археологи Кондаков и Я. Смирнов ставят их в связь с теми лабиринтами, которые устраивались в средние века в виде узоров на полах церквей. Одни относят лабиринты севера к временам христианским, другие – языческим. Но никто не может сказать, к какому обычаю они относятся, для чего они служили; трудно решить, и для какого языческого обряда могли служить лабиринты. Лопари, с которыми пришлось нам иметь дело, говорят, что в их стране нет лабиринтов. 

 

В Финляндии у лабиринтов встречаются разные названия, все более названия славных городов: Иерихон, Ниневия, Иерусалим, Лиссабон; в Лапландии у всех лабиринтов только одно название: вавилон. Но это название надо писать с маленькой буквы, потому что оно стало именем нарицательным для лабиринтов.

 

Для объяснения русского названия лабиринтов – «вавилон» интересно вспомнить, что в народной речи существуют повсюду выражение «писать вавилоны»  т.е. особо хитрые, спутанные круги, «расшито вавилонами»  т.е. расшито особо хитрыми узорами; вавилон, по разным понятиям, что-то хитрое, запутанное, затейливое.


Если вспомнить, что Русь имеет много-много тысячелетнюю историю, то становится ясным происхождение названия города Вавилона. Это город-лабиринт из путаных улиц и переулков, в котором чужеземцу очень легко заблудиться.


 

…Извините за такую длинную цитату, она, мне кажется, создает определенный настрой о необычном сооружении в губе, которая именуется Малый Питкуль у прохода на о. Малый  Березовый, который и островом становится лишь в морские приливы, а при отливах – это перешеек, соединяющий материковый берег с этим самым Малым Березовым островом.

И сейчас даже само место, где расположен лабиринт, являет своеобразную «тайну». Находящий практически рядом с городом, он, к счастью, находится в стороне от путей – дорог, не очень – то посещаем. И к счастью нашему – пока сохранился.

 

                                                           

Последние статьи:

2018-10-27 - Чиры Велеса

Чиры Велеса – это потайная дверца в тайное, сущее, но невидимое или невос­при­нимаемое. Работа с ними доставляет радость познания и даёт удивительные пе­ре­живания в обыденной жизни. Чиры Велеса реальны и работают.

2015-03-13 - Великие Столбы. Подготовительные упражнения.

В этом комплексе подготовительных упражнений упор делается на восходящий и нисходящий потоки, на Небеса и Землю. Практикующий, находясь в потоке этих сил, воспринимает их, гармонизирует своё существо, входит в "рабочее состояние".

2015-01-15 - Дарна Весей и Лабиринт Стихий

Впервые статья была опубликована в журнале relga.ru (№2 [200] 08.02.2010). Но и ныне она не потеряла своей актуальности.

Исходя из опубликовнных статей о Лабиринтах можно предположить, что их строят люди "посвящённые", приобщённые к некоему образу жизни и мировоззрению.
Так ли это? И чем конкретно отличается "посвящённый" от простого мирянина?

Copyright © Сэй Луум